Иркутский государственный университет
Факультет филологии и журналистики

Филология лежит в основе не только науки,
но и всей человеческой культуры
Академик Д.С. Лихачев

Адрес: Иркутск, ул. Чкалова, 2

Телефон: +7 (3952) 24-39-09

Схема проезда
Виртуальная приемная
`

История бурятского отделения факультета филологии и журналистики

Первые учебные заведения для бурятского народа зародились в нашей стране почти 270 лет назад. Как известно, в середине XVII века русские землепроходцы оказались в Прибайкалье и Забайкалье и вступили в контакт с одним из самых развитых и культурных народов Восточной Сибири – бурятами. Одновременно началось установление связей с Китаем и входившими в состав китайского государства монголами и маньчжурами. Естественно, что сразу же возникла потребность в языковом, культурном общении, в хозяйственных, экономических, политических и дипломатических отношениях. Православная церковь России стремилась развивать миссионерскую деятельность на востоке России, а это было невозможно без знания бурятского и монгольского языков.

В 1725-1737 годах в Иркутске действует первая духовная школа в Восточной Сибири (а вместе с тем это было и первое учебное заведение в нашем крае). Она носила название «Русско-мунгальской» и была при Иркутском Вознесенском монастыре. Школа насчитывала 25 учащихся, которые, вероятно, по ее окончании могли заниматься миссионерской и переводческой деятельностью среди бурятского и монгольского населения.

В конце XVIII века зарождаются в Восточной Сибири гражданские учебные заведения, в которых местное население обучалось как русской грамоте, так и монгольскому (или бурятскому) языку. К ним можно отнести Главное народное училище в Иркутске, возникшее в 1788 году, Аларское приходское училище, Балаганское малое народное училище ( 1804 г.) На первых порах бурятское население не проявляло большого энтузиазма в поддержке таких учебных заведений, так как содержание их всецело ложилось на его плечи и было довольно обременительным. Да и бурятские ребятишки надолго отрывались от своих семей, оказываясь в своеобразных интернатах.

Однако дело было не только в этом. Не было системы образования для бурятского народа. Полностью отсутствовали в Сибири высшие учебные заведения. А поэтому наиболее талантливая и обеспеченная бурятская молодежь могла рассчитывать лишь на университеты в Европейской России. Наиболее близким из них был Казанский университет. В нем учились такие выдающиеся представители бурятского народа, как востоковед Галсан Гомбоев (1822-1863 гг.) или этнограф, исследователь бурятского шаманизма Доржи Банзаров (1823-1855 гг.). Именно Банзарову принадлежит честь написать для своего народа «Грамматику монгольского языка» и более 25 других работ. Если бы не ранняя смерть, – сколько мог бы сделать еще этот «ученнейший из монголов», как называл его поэт Н.А. Некрасов.

Благоприятные перемены наступили в жизни России в ходе буржуазных реформ 60-70-х годов XIX века. В это время в ряде бурятских ведомств Иркутской губернии возобновили свою деятельность Балаганское, Идинское, Аларское училища, возникли Усть-Урдынское, Хоготовское и Нукутское и др. училища. В 1867 году М.М. Ашедуевым была открыта первая бурятская школа для девочек, в которой было 22 ученицы. В 1883 году уже насчитывалось 19 бурятских училищ, в которых занимались 234 человека.

Наиболее выдающиеся передовые ученые и публицисты Сибири всячески поддерживали идею развития образования и науки среди бурят. Достаточно вспомнить, что бурятоведением занимались в те годы С.С. Шашков, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, А.П. Щапов, Д. Банзаров, Д. Гомбоев. Исследование истории, быта, культуры, хозяйства бурятского народа, изучение буддизма и ламаизма, шаманизма, сбор образцов бурятского фольклора – всем этим занимались первые ученые-бурятоведы еще в XIX веке.

Однако подлинного расцвета науки не произошло, так как была сравнительно узка сама база, слишком тонок был слой образованных людей среди бурят. К концу XIX века доля грамотных среди бурят едва превышала 7 % населения. Часть из них знала русскую письменность, а часть монгольскую, тибетскую. Причем тибетская грамота использовалась, как правило, только ламами для религиозных целей. Гораздо шире применялась монгольская письменность. На этом алфавите составлялись не только религиозные тексты, но и летописи, частные письма, деловые бумаги. На нем записывались фольклорные образцы (песни, сказки, улигеры, легенды и предания и т.е.).

К сожалению, бурятам было очень трудно попасть в средние учебные заведения. В 1888 году во всех школах повышенного типа училось лишь 26 детей. За 1872-1900 гг. Иркутскую учительскую семинарию окончили 23 бурята.

Некоторые сдвиги к лучшему происходят в начале ХХ века в связи с развитием буржуазных отношений в России и революционного движения в 1905-1907 годах. В начальных школах Иркутской губернии и Забайкалья в 1911 году обучались 3249 бурят, в том числе 642 девочки. За пять лет (1909-1914) количество школ в бурятских ведомствах увеличилось почти в 2,5 раза – с 52 до 121. В 1916 году в средних школах обучались 125 человек. В различных вузах Европейской России насчитывались 30 бурятских студентов.

В эти же годы выросло число специалистов в области бурятоведения. К их числу надо отнести талантливых педагогов, лингвистов, этнографов, фольклористов, тибетологов М.Н. Хангалова, Г.Ц. Цыбикова, Ц. Жамцарано, Б. Норбоева, Н.С. Болдонова, Э.Ц. Онгодова, Ш.Б. Банзарова, С.А. Шагдарова, Р. Номтоева.

Наконец, нельзя забывать о тех, кто делал первые шаги в бурятской журналистике. Это П.А. Бадмаев, М.Н. Богданов, Э. Ринчино, П.К. Номоконов и многие другие. К этому надо добавить, что только в учебных заведениях Иркутска в разные годы выпускалось с полдюжины бурятских рукописных журналов, таких как «Утренняя заря», «Искра», «Волна», «Товарищ» и др.

Достаточно острой оставалась и потребность в переводчиках с русского и бурятского языков для переводов как художественной, так и научно-технической и общественно-политической литературы. Нечего говорить уж об официальной, служебной документации. Здесь царские чиновники вообще не считались с народным мнением. Достаточно вспомнить, что генерал-губернатор Восточной Сибири Селиванов вообще запретил вести делопроизводство на бурятском языке.

Вот почему открытие первого высшего учебного заведения в Восточной Сибири – Иркутского государственного университета – в полной мере отвечало нуждам и потребностям бурятского народа. И недаром уже в 1918 году на историко-филологическом факультете ИГУ начали создаваться условия для открытия так называемого «восточного отделения». Оно было рассчитано на подготовку специалистов по японскому, китайскому и монгольскому языкам. В 1920 году на восточном отделении гуманитарного факультета преподавались монгольский, китайский, японский языки.

Монголоведческий цикл включал в себя монгольский язык, который вели профессор Г.Ц. Цыбиков и преподаватель Ц. Жамцарано; обычное право монгольских народов вел профессор В.А. Рязановский; география и этнография монгольских народов - профессор Б.Э. Петри; история буддизма - профессор Н.Д. Миронов. К числу вспомогательных предметов были отнесены санскрит (профессор Н.Д. Миронов), курс китайского разговорного языка (Б.К. Пашков), общая география (А.А. Половинкин), общая география Сибири (приват-доцент С.Н. Лаптев).

В 1920 году на восточном отделении было 79 студентов. Между прочим, одним из слушателей отделения был выдающийся чешский писатель Ярослав Гашек, который входил в редакцию газеты 5-ой Армии «Красный стрелок» и пытался организовать в Иркутске выпуск газет для китайцев, корейцев, монголов и бурят. Так появилась в то время газета на бурятском языке «Υүр».

В 1925 году в ИГУ среди 1673 студентов примерно 20 % составили лица бурятской национальности. Это свидетельствовало об огромной тяге народа к высшему образованию. 4 января 1925 года правление Иркутского университета согласно Постановлению ЦИК Бурят-Монгольской республики постановило ввести обязательное обучение бурят-монгольского языка и культуры для студентов бурятской и монгольской национальности.

А в 1926 году открылось бурят-монгольское отделение на педагогическом факультете ИГУ и при нем курсы для монгольских граждан, цель которых – обучение монгольских учащихся русскому языку и математике. Первая их группа в составе 26 человек прибыла в ИГУ из Монголии 21 октября 1926 года.

Программа обучения на бурят-монгольском отделении делилась на два цикла: литературно-лингвистический и обществоведческий. Сразу же были созданы кафедра бурят-монгольского языка и кабинет монголоведения. Специализация на бурят-монгольском отделении начиналась сразу с первого курса.

Студенты отделения активно сотрудничали с ВСОРГО, так как одной из важных задач бурят-монгольского отделения Иргосуна была подготовка не только педагогического персонала, но и подготовка будущих ученых филологов, историков, этнографов, словом научно-исследовательских кадров. Бурят-монгольская секция Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества в 1926 году насчитывала почти 200 человек и практически полностью состояла из студентов бурят-монгольского отделения ИГУ. Они проводили небольшие исследования во время каникул в области языка, этнографии и хозяйства бурят, делали доклады и сообщения на заседаниях Бурят-Монгольской секции. Таким образом, родился свой печатный орган – «Бурятоведческий сборник». Статьи студентов появлялись также в периодической печати Бурятии. Можно вспомнить статьи студентов: А. Матвеева «К вопросу о вымирании бурят», А. Балдунникова «О тарасуно-курении и шаманстве» и «Страницы из прошлого Боханского аймака», А. Хараева «Очерки обычного права укырских бурят», Д. Абашеева «Новые песни бурятской молодежи», а также фольклорные записи бурятских песен, сделанные Г.С. Мердыгеевым и Т.А. Бертагаевым; записи преданий о генезисе бурятских родов П. Миронова и П.Т. Хаптаева и др.

Осуществились надежды крупнейшего сибирского библиофила и библиографа Н.С. Романова, который писал, что университет даст, вне сомнения, новые кадры квалифицированной бурятской интеллигенции, даст также и историков-бурят, которые займутся изучением прошлой хозяйственной и бытовой жизни народности, - работа, частью выполняемая сейчас русской интеллигенцией.

И действительно, уже в 1924 году А.Н. Турунов в стенах ИГУ создал одну из первых исторических работ советского периода – «Прошлое бурят-монгольской народности». Он же стал автором первой биографии этнографа М.Н. Хангалова и книги по монгольскому писаному праву. В 1926 году Бурят-Монгольское научное общество издает (посмертно) книгу М.Н. Богданова «Очерки истории бурят-монгольского народа».

Первый выпуск бурят-монгольского отделения состоялся в 1930 году и был он небольшим, всего закончили 11 человек. В докладе проф. Н.Н. Козьмина, посвященном первому выпуску отделения отмечалось, что первый набор национального отделения сократился в «результате объективных причин. Большинство студентов, не закончив учебу, ушли на педагогическую работу». Из числа первых выпускников были рекомендованы в аспирантуру по литературно-лингвистическому циклу – 2 человека (Бертагаев Т.А., Малахинов П.И.) и по обществоведческому циклу – 2 человека (Занданов Г.П., Хаптаев П.Т.), которые в будущем стали известными учеными, прославившими свой almamater.

Бурят-монгольское отделение просуществовало до 1930 года, а затем было переведено в Улан-Удэ, где в 1932 году на его основе возник Бурятский государственный педагогический институт им. Доржи Банзарова, ныне Бурятский государственный университет. Таким образом, ИГУ сыграл решающую роль в основании первого высшего учебного заведения в Бурятии.

В 1944 году по ходатайству Усть-Ордынского бурятского округа в Иркутском университете на историко-филологическом факультете вновь открылось специализированное бурят-монгольское отделение, и были приняты на 1 курс 30 студентов. Отделение имело два цикла – исторический и филологический. Его главная задача – подготовка квалифицированных учителей бурятского языка, литературы, истории в национальной школе.

1994-1995 учебный год – год особенный, год юбилейный. Как принято в таких случаях, наступило время подвести некоторые итоги работы бурятского отделения. 50 лет – это немалый срок деятельности бурятского отделения, и срок этот пройден отделением достойно. 2004-2005 учебный год – юбилейный, исполняется 60 лет бурятскому отделению ИГУ. За эти годы подготовлено более 900 специалистов, вклад которых в дело развития народного образования, науки и культуры неоценим. Большинство выпускников работали и работают в средних общеобразовательных школах Усть-Ордынского и Агинского бурятского автономных округов, Республики Бурятия, Иркутской области преподавателями бурятского языка и литературы, русского языка и литературы, истории. По данным Усть-Ордынского, Агинского ГУНО только в средних общеобразовательных школах двух округов в настоящее время работают около 100 выпускников бурятского отделения. Среди них немало отмеченных государственными наградами, удостоенных почетных званий – заслуженных учителей, отличников народного просвещения, преподавателей высшей школы.

Это Э.Т. Няголова, Д.Н. Мантыкова, Ц.Д. Дугаржапова, А.Б. Булутова, Ц.Д. Дугарова, Н.Н. Меженова, Е.К. Сахарова., З.Т. Тагаров А.Т. Хабитуев, М.С. Башкеева, Е.И. Еремеева, М.П. Халтанова и др. Бурятское отделение гордится целыми династиями своих выпускников – Басаевы, Найдаковы, Шобоевы, Шалаповы, Чимитовы и др.

Из числа выпускников каждый десятый стал научным работником. Они успешно защитили кандидатские, докторские диссертации по филологии, истории, этнографии, экономике, философии представляют элиту бурятоведческой фундаментальной науки. Только докторов наук, профессоров насчитывается 18. Это известный филолог, д.ф.н., заведующий группой монголистики Института языкознания АН СССР Т.А. Бертагаев, д.и.н., профессор П.Т. Хаптаев, д.и.н., профессор Н.П. Егунов, д.э.н., профессор П.И. Малахинов, д.и.н., исследователь шаманизма бурят, главный научный сотрудник БНЦ Т.М. Михайлов, д. филос.н., профессор, зав. кафедрой философии ИГУ в 80-х годах К.Б. Ботороев, д.ф.н., исследователь ономастики, топонимики, профессор кафедры бурятской филологии ИГУ А.Г. Митрошкина, д.и.н., профессор М. Н. Халбаев, д.ф.н., профессор, Академик Петровской академии наук и искусств, крупнейший ученый, организатор науки, литературовед, театровед, литературный критик, заслуженный деятель науки Республики Бурятия и России, председатель Президиума Бурятского научного центра В.Ц. Найдаков, д.ф.н., профессор, театровед, театральный критик В.Ц. Найдакова, д.ф.н., ведущий научный сотрудник ИМБиТ, зав. отделом фольклора М.И. Тулохонов, д.филос.н., профессор, бывший ректор ВСГАКИ Г.И. Балханов, д.филос.н., профессор, зав. кафедрой этносоциологии восточного факультета ИРГТУ, В.Х. Харнохоев, профессор, ректор Бурятского государственного педагогического университета им. Д. Банзарова Г.Д. Басаев, профессор Н.К. Елаев и около 80 кандидатов наук, которые работают в БГУ, ВСГАКИ, ИГУ, ИрГТУ, ВСГТУ и учат молодое поколение главному: как жить полнокровно, честно служить народу, отдаваться избранной специальности до конца.

Бурятское филологическое отделение подготовило таких талантливых писателей, поэтов, как Ким Ильин, Владимир Петонов, Мэлс Самбуев, журналистов – зав. корреспондентским пунктом ТАСС в Монголии Кима Болдохонова, зав. программой всероссийского радио Хубисхала Цыренжапова, Арсения Бадиева, Бориса Хажеева, Валерия Ентаева – редактора газеты «Усть-Ордын Υнэн», Сергея Салдамаева – зав. Усть-Ордынским окружным радио, редакторов, корреспондентов газет, телевидения: Аркадия Анхонова («Панорама округа» – Усть-Орда), Баира Батожапова («Агинская правда» – Агинское), Цыдендамбу Бадмацыренова («Толон», «Агинская правда» – Агинское), Сергея Потхоева, Светлану Степанову (Баргузин), Даши Гармаева, Туяну Самбялову, Ечигму Цыбенову («Буряад Υнэн» – Улан-Удэ), Баира Дамбаринчинова, Дашидондока Амоголонова, Баирму Шагдарову.

Бурятское отделение готовит не только педагогических, научных работников, но и является кузницей кадров будущих управленцев. Многие воспитанники нашего отделения занимали в разные годы и занимают в настоящее время ответственные руководящие должности, например, Э.И. Багадаева – первый заместитель главы Усть-Ордынской окружной администрации, Л.Б. Мантраков – начальник окружного отдела народного образования, А.П. Хориноев – член Законодательного собрания Усть-Ордынского округа, Председатель окружной Думы, Д.Р. Бальжинимаева – руководитель Агинского центра занятости, А.Т. Мантагуев – работник аппарата Эхирит-Булагатской районной администрации, Л.Я. Санхядова – заместитель начальника ГУНО г. Улан-Удэ, К.Е. Бугдашкина – зав. орготделом мэрии г. Улан-Удэ. Среди выпускников бурятского отделения немало директоров школ, завучей, педагогов-новаторов.

То, чего добились выпускники бурятского отделения, стало возможным лишь благодаря неустанной, кропотливой, целенаправленной работе всего профессорско-преподавательского коллектива факультета, сумевшего передать глубокие фундаментальные знания своим воспитанникам, научившим их работать добросовестно, честно выполнять свой долг, оставаться преданными своему делу.

Выпускники отделения с благодарностью вспоминают своих преподавателей: М.П. Хабаева, И.М. Манжигеева, Э.Р. Рыгдылона, Г.В. Тропина, В.И. Золхоева, Н.О. Шаракшинову, В.Ц. Найдакова, А.Г, Митрошкину, Р.Х. Харташкину, Е.Н. Петухову, А.П. Селявскую, А.Л. Рубанович, М.Л. Арутюнян, Р.И. Смирнова, В.П. Трушкина, Н.Г. Баканову, К.Б. Воронцову, Н.В. Баландину, Т.А. Чернышеву, Л.Ф. Ившину, Н.С. Тендитник, В.Ф. Мейерова, Н.В. Ковригину, В.Ф. Уляндро, Л.А. Азьмуко, В.П. Леонову, А.П. Леонтьева, С.С. Аксенову, Е.К. Шаракшинову, Л.Г. Рябову, И.И, Плеханову, С.Р.Смирнова, А.С. Собенникова, Т.Б.Тагарову, В.И. Семенову и многих др.

В разное время на бурятском филологическом отделении работали ученые и педагоги к.ф.н., доц. Иван Матвеевич Манжигеев, доц. Эрдэмто Ринчинович Рыгдылон, д.ф.н. професора Валентин Игнатьевич Золхоев, Василий Цыренович Найдаков, к.ф.н., доц. Роза Хадеевна Харташкина.

В 1989 году для эффективной организации учебного процесса и координации учебной и воспитательной работы была открыта кафедра бурятской филологии, где славные традиции отделения продолжаются и преумножаются и поныне. На кафедре работали д.ф.н., профессор Н.О. Шаракшинова, д.ф.н., профессор А.Г. Митрошкина, преп. Д.Ж. Алдарова, продолжают работать к.ф.н. доценты Е.К. Шаракшинова, Т.Б. Тагарова, В.И. Семенова, Т.Б. Баларьева, Л.В. Бабкинова, ст. преп. А.Д. Дармаева, ст. лаборант Э.А. Яманова. Все они – выпускники бурятского отделения ИГУ.

С 1994 года кафедра начала готовить аспирантов по специальностям: «Монгольские языки» и «Фольклористика». Только за последние годы подготовили и защитили на кафедре 5 кандидатских диссертаций: Т.Б. Тагарова, Ж.Д. Маюрова, И.А. Ламожапова, В.И. Семенова, Т.Б. Баларьева.

В настоящее время на бурятском отделении обучаются 95 студентов на дневной и 75 студентов на заочной формах обучения. Студенты обучаются по новым учебным стандартам 2-го поколения, которые предусматривают углубленное изучение дисциплин бурятоведческого профиля за счет введения новых предметов: «История и этнография бурятского народа», «Старомонгольский язык», «Древняя бурятская литература», «Основы культуры бурятской речи и стилистики», «История бурятского литературного языка», «Сравнительная грамматика русского и бурятского языков» и др. Так как факультет продолжает подготовку специалистов по двупрофильной специальности в новом учебном плане, соблюдается паритет дисциплин русского и бурятского профилей. Студентам стало значительно интереснее учиться, что повлияло на улучшение успеваемости, качество знаний. Наряду с учебной работой студенты, начиная со 2-го курса, активно включаются в научную работу. Ежегодно проводятся научные студенческие конференции, олимпиады, где студенты БО, продолжая и преумножая традиции своих предшественников, выступают с докладами по проблемам бурятского, монгольского фольклора, литературы, диалектологии, ономастики и топонимики. Только по итогам научных студенческих конференций в разные годы опубликованы статьи студентов Д. Нимаева, Л. Шулуновой, Е. Шаракшиновой, В. Семеновой, Л. Баларьевой, Т. Цыденжаповой, Ю. Бадмаевой, Ц-Д. Цынгуевой, З. Гудуевой, Н. Петровой, С. Батогалсановой, Д. Батомункуевой, Г. Дармаевой, Э. Нимаева, С. Намжиловой и др., доклады, которых были выдвинуты на региональную конференцию молодых ученых и получили высокую оценку.

Сегодняшнему студенту приходится очень трудно, но, несмотря на сложную экономическую ситуацию, сложившуюся в стране, студент во все времена остается студентом. Студенты БО живут полнокровной бурной студенческой жизнью, успевая и в учебе, и в общественной жизни. На факультете ежегодно проводятся ставшие традиционными посвящение в студенты, национальный праздник Белого месяца, различные студенческие «капустники». Наши студенты активно участвуют в смотрах художественной самодеятельности «Студенческая весна», в ежегодной церемонии вручения премии «Азъ», различных спортивных соревнованиях, защищая честь факультета, университета.

Как мы видим из вышесказанного, бурятское отделение Иркутского государственного университета имеет богатые традиции подготовки высококвалифицированных специалистов и является настоящей кузницей национальных кадров.

Что касается перспектив бурятского отделения, то, прежде всего, необходимо дальнейшее усовершенствование учебного процесса, разработка новых спецкурсов, спецсеминаров. Отделение с оптимизмом смотрит в будущее, в котором предусматривается установление и развитие контактов с коллегами из Монгольского государственного университета, Внутренней Монголии, Китая; Бурятского государственного университета; выполнение совместных проектов с сотрудниками Института повышения квалификации Иркутской области, ИМБиТ.

Использованная литература:

  1. Андреев В.И. Бурятские приходские училища в первой половине ХIХ в. - Иркутск, 1957.
  2. Андреев В.И. История бурятской школы (1804 – 1952 ). – Улан-Удэ, 1964.
  3. Битуев В.П. История школы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. - Улан-Удэ, 1986.
  4. История Усть-Ордынского бурятского автономного округа. – М., 1995.
  5. Иркутский государственный университет им. А.А. Жданова. Краткий исторический очерк. – Иркутск, 1978.
  6. Иркутский государственный университет. Хроника событий. – Иркутск, 1989.
  7. Бурятоведческий сборник. – Вып. 1 – 6. Иркутск, 1926–1930.
  8. Архив кафедры бурятской филологии.

Е.К. Шаракшинова, к.ф.н., доцент,
заведующая кафедрой бурятской филологии

Министерство образования и науки РФ

Научная электронная библиотека

«Русский язык для всех»

Золотой фонд лекций «Русского мира»

фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

Поэтика. Материалы по теории языка и литературы

Национальный корпус русского языка