Иркутский государственный университет
Факультет филологии и журналистики

Филология лежит в основе не только науки,
но и всей человеческой культуры
Академик Д.С. Лихачев

Адрес: Иркутск, ул. Чкалова, 2

Телефон: +7 (3952) 24-39-09

Схема проезда
Виртуальная приемная
`

Селявская Анна Петровна

Селявская Анна Петровна (1920 - 2002)

Среди славных имён профессоров и преподавателей Иркутского государственного университета – имя Анны Петровны Селявской. Более пятидесяти лет Анна Петровна проработала на нашем факультете. Она преподавала теорию литературы, русское устное народное творчество, древнерусскую литературу, читала спецкурсы, вела семинары по поэтике.

Родилась Анна Петровна в 1920 г. в большой, дружной крестьянской семье. После восьмого класса поступила в педагогическое училище, окончив которое, два года работала учительницей русского языка и литературы в Колпашево Новосибирской области. Здесь в восемнадцать лет вышла замуж за Николая Петровича Добронравова.

Юность Анны Петровны пришлась на годы Великой Отечественной войны. С 1940 по 1944 гг. она училась в Новосибирском педагогическом институте. Окончила институт успешно, собиралась идти в аспирантуру. В это время Николай Петрович, офицер советской армии, был направлен на службу в Иркутск. С 1945 г. жизнь Анны Петровны неразрывно связана с Иркутским государственным университетом. Здесь она поступила в аспирантуру по кафедре литературы. Ее руководителем был Марк Константинович Азадовский (с ним и позже с его семьей Селявская поддерживала отношения долгое время).

С 1946 г. Анна Петровна начала преподавать литературоведческие дисциплины на филологическом факультете. В 1954 г. она успешно защитила кандидатскую диссертацию по творчеству В. М. Гаршина. В 1955 г. стала доцентом кафедры русской и зарубежной литературы ИГУ. Анна Петровна работала на нашем факультете до ухода на пенсию в 1996 г.

Перу А. П. Селявской принадлежит ряд публикаций по творчеству В. М. Гаршина и прозе А. П. Чехова, а также статьи, посвященные анализу литературного произведения, и методические пособия. Селявской было свойственно обращаться к малоизученным темам, которые только годы спустя привлекали внимание других исследователей. Одной из первых она стала говорить о Гаршине, Платонове, изучать тему «Чехов и фольклор».

А. П. Селявская принимала участие во многих научных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Иркутске и других городах, и всегда успешно. Ее выступления вызывали одобрение авторитетных специалистов. Так, в 1982 г. в Томске, прослушав доклад Селявской «Философская повесть А. П. Чехова и фольклор», литературовед из Саратова сказала: «Я и не предполагала, что можно так плодотворно заниматься фольклором».

Талантливый педагог, Селявская обладала удивительным даром проникновения в мир произведения, в его смысл, своеобразие. Глубокому анализу, постижению ритмики, музыки слова она учила студентов на семинарах, практических занятиях, консультациях.

Знаток поэзии, Селявская читала наизусть стихи поэтов разных стран и народов и на лекциях, и в беседах со студентами, и по дороге домой с коллегами. «Она стремительно входит в аудиторию, жестом усаживает поднявшихся ей навстречу студентов и спрашивает: «Ну, кто сегодня будет читать стихи?» - писала первокурсница 1982 г. О. Мануилова. Да и сама речь Анны Петровны, и не только «аудиторная», обладала собственной мелодикой, особым ритмом повторов и смысловых ударений.

Т. В. Краснова вспоминает: «Может быть, самое ценное знание, которое оставила во мне первая же встреча с Анной Петровной (как, впрочем, и все последующие встречи с нею), - было понимание того, как много можно еще узнать. На малом пространстве учебной лекции умещалось огромное количество ассоциаций, ведущих к осознанию контекста той или иной проблемы. В просторе этого контекста «мощнела», становилась особо значительной конкретная тема, открывались невидимые связи, рождалось чувство дивного синтеза духовной жизни человека».

Анна Петровна умела показать проницаемость границ между «искусством» и «действительностью». Она могла подметить творческое начало в, казалось бы, безнадежно заурядных эпизодах, увидеть необычное в обыденном – редкая и удивительная способность, свойственная людям исключительным.

Основные труды А.П. Селявской:

  1. "Сигнал" В. М. Гаршина: опыт анализа // Тр. Сер. ист.-филол. / Иркут. гос. ун-т. - 1956. - Т. 16, вып. 3. - С. 85-102.
  2. Раннее творчество В.М. Гаршина (1874-1876 гг.) // Труды Иркутского гос. университета им. А.А. Жданова. – Иркутск, 1959. – Вып. 2. – С. 3-22.
  3. Буржуазная интеллигенция в изображении В. М. Гаршина // Труды Иркутского гос. университета им. А.А. Жданова. – Иркутск, 1969. – Т.62. Сер. литературоведения. Вып. 6. – С. 3-27.
  4. К проблеме гномических форм народного красноречия // Сибирский фольклор. – Новосибирск, 1971.
  5. М. К. Азадовский (1888-1954) [Текст] // Литературная Сибирь. Писатели Восточной Сибири: [биобиблиогр. справ.]. - Иркутск, 1971. - С. 74-78: портр.
  6. Философская повесть А. П. Чехова и фольклор // Проблемы литературных жанров. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1983. – С. 88-90.
  7. М. К. Азадовский // Литературная Сибирь. Критико-библиогр. словарь писателей Восточной Сибири. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1986. - Ч. 1. - С. 224-228.
  8. Аксиологические функции фольклора в прозе А. П. Чехова // О поэтике А. П. Чехова. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 1993. – С. 39-59.
  9. Аксиологическая функция фольклора в прозе А.П. Чехова (К постановке вопроса) // Живая память иркутской филологии: межвуз. сб. науч. тр. и воспоминаний. - Иркутск, 2003. – С. 179-197.

Об А.П. Селявской:

  1. Краснова Т.В. В начале было Слово… // Живая память иркутской филологии: межвуз. сб. науч. тр. и воспоминаний. - Иркутск, 2003. – С. 171-172.
  2. Спасибо, Анна Петровна! [К 80-летию А.П. Селявской] // Восточно-Сибирская правда. – 2000. – 16 декабря.
  3. Уляндро В.Ф. Гармоничный человек // Там же. - С. 167-170.

Министерство образования и науки РФ

Научная электронная библиотека

«Русский язык для всех»

Золотой фонд лекций «Русского мира»

фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

Поэтика. Материалы по теории языка и литературы

Национальный корпус русского языка