Трушкин Василий Прокопьевич
Трушкин Василий Прокопьевич (1921-16.08.1996)
Василий
Прокопьевич Трушкин родился 31 июля 1921
года в селе Подгоренка Саратовской
области. В голодном 1933 году его семья
отправилась за лучшей долей в Сибирь:
сначала в Залари, потом в Саяны и, наконец,
в село Тагну, где Трушкин окончил шесть
классов. Седьмой класс был окончен в
Тырети, восьмой и девятый - в Заларях.
Уже в школьные годы Василий Прокопьевич прочел многое из того, что сейчас проходят лишь в университете. В списке прочитанных им книг и русская классика, и зарубежные авторы: Шекспир, Шарль де Костер, Байрон, Генрих Манн, Гюго, Гете, Гейне… Денег на покупку литературы не хватало: приходилось рыскать по библиотекам, просить у знакомых, брать где подешевле. Как-то раз, получив 20 рублей на питание, потратил их все на книги, а ведь в перспективе было питание хлебом и водой… И так было не раз. В дневнике школьных лет Трушкин писал: «Я готов ходить бедно одетым, готов недоедать, но я никак не могу примириться с тем, чтобы жить без хорошей художественной литературы…» (Трушкин В. П. Друзья мои… Из дневников 1937-1964 годов. Очерки и статьи. Из альбома «Нефтефлот литературы». Воспоминания о В. П. Трушкине/ сост. А. В. Трушкина. Вступ. ст. Б. С. Ротенфельда. – Иркутск: издатель Сапронов Г. К., 2001). Страсть к книгам подталкивала читать все, что попадет в руки; так Василий Прокопьевич занимался самообразованием, но и читал несистематически. В 1939 году он поступил в учительский институт при Иркутском пединституте, а в 1940 году, кода после десятилетнего перерыва в ИГУ открыли историко-филологический факультет и объявили набор, на общих основаниях сдал вступительные экзамены и перешел к нам, на филологическое отделение. В университете Трушкин продолжал собирать книги, но делал это уже «по системе». Иногда видел в продаже редкое издание, которое, он знал, может ему больше никогда не встретиться, а денег на покупку не было… Тогда просил знакомых приобрести эту книгу. Всю последующую жизнь он будет вот так гоняться за книгами и в результате соберет великолепную библиотеку, которая уже в конце 50-х годов будет насчитывать более пяти тысяч томов.
Василия Прокопьевича всегда отличала скромность и некоторое даже непонимание всей меры своего таланта. В дневниковых записях он не раз пренебрежительно отзывался о своих успехах, подчеркивая, что многое дается ему просто так, безо всяких усилий с его стороны. Это относится, например, к испытаниям по литературе, к которым он «не готовился». Он действительно не признавал учебники, предпочитая им чтение произведений и самостоятельное осмысление прочитанного. С другой стороны, к остальным экзаменам готовился яростно, и учебники штудировал вовсю. Он трудоголик, сам признавался: «Беда в том, что я не умею отдыхать» (там же). Василий Прокопьевич был и чрезвычайно требователен к себе: то ругал себя за то, что не корпит подолгу над черновиками, а пишет «все сразу набело» (там же), то корил за недостаточную последовательность мысли и поверхностность в изучении отдельных предметов. В школе и университете штудировал немецкий язык и, в то время как его сокурсники таскали словари и шпаргалки, читал немецкие книги в оригинале. Со школы же тренировал литературные способности. С седьмого класса и фактически до окончания университета регулярно вел дневник, что помогало ему «вырабатывать стиль, литературно оформлять свои чувства, мысли». В студенчестве писал статьи в газеты, выступал на факультете с докладами, позже руководил литературным кружком при редакции «Иркутского университета».
В 1945 году Василий Прокопьевич окончил университет и поступил в аспирантуру. В 1950 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Творческий путь Э. Багрицкого» в ИМЛИ им. А. М. Горького в Москве. Преподавать на факультете стал еще раньше - с 1948 года. По воспоминаниям Игоря Константиновича Петрова, даже первое появление Трушкина в аудитории было нетрадиционным: едва переступив порог, он на пути к кафедре успевал рассказать какой-нибудь смешной случай из жизни писателей. Во время лекции Василий Прокопьевич часто отклонялся от темы, записывать его было чрезвычайно трудно, но в памяти надолго оставались именно его слова, а не цитаты из учебников. Так уж выходило, что на Трушкине всегда «висело» много обязанностей, и Василий Прокопьевич признавался, что он задыхается от бюрократической писанины, заседаний и поручений. В душе писатель и ученый, шутил, что всё-то его тянет к письменному столу, признавался: «Без научной работы я жить не могу» (там же).
Василий Прокопьевич Трушкин заведовал кафедрой русской и зарубежной литературы, потом – кафедрой советской литературы (переименована в кафедру новейшей русской литературы). Как заведующий кафедрой, всегда с уважением, по-доброму относился к коллегам, прислушивался к чужому мнению, сглаживал конфликты. В 1962 году Трушкин был принят в Союз писателей, в 1970 году стал доктором филологических наук. Василий Прокопьевич - заслуженный деятель науки РСФСР (1982 г.), заслуженный профессор ИГУ (1995 г.).
Трушкин - один из немногих исследователей сибирской литературы. Докторская диссертация, которую он блестяще защитил в 1970 году, «Пути развития литературного движения Сибири (1900-1932 гг.)», - огромный труд из трех томов, по пятьсот-шестьсот страниц в каждом. Все, кто был знаком с Василием Прокопьевичем, отмечали его талант ученого: во-первых, Трушкин был трудолюбив и всего себя посвящал той проблеме, над которой работал, во-вторых, обладал превосходной памятью, в-третьих, мог похвастать обширными знаниями в области языкознания, фольклористики, искусства, истории, философии и, конечно, художественной литературы вообще и сибирской - в частности. Его основные труды: «Литературные портреты: писатели сибиряки». (1961 г.), «Литературная Сибирь первых лет революции» (1967 г.), историко-литературная трилогия о писателях-сибиряках «Пути и судьбы: литературная жизнь Сибири 1900-1917 гг.» (1972 г.), «Из пламени и света: гражданская война и литература Сибири» (1976 г.), «Восхождение: литература и литераторы Сибири 20-х - начала 30-х гг.» (1978 г.). Трушкин был составителем и научным редактором биобиблиографического справочника «Литературная Сибирь: писатели Восточной Сибири» (справочник должен был стать трехтомным, однако третий том так и не вышел).
В свое время Василий Прокопьевич сыграл не последнюю роль в судьбе многих сибирских писателей. Достаточно отметить два факта. Валентин Распутин подарил Трушкину свою вышедшую в 1968 году книгу «Деньги для Марии» со словами «Василию Прокопьевичу Трушкину. Благословите, Василий Прокопьевич». Александр Вампилов написал нашему старшему другу на обложке своего первого сборника: «Василию Прокопьевичу Трушкину с уважением, благодарностью и раскаянием. Это Вы приметили меня, наставили, подстрекали писать. Теперь (хотите - не хотите) примите эти опыты вместе с искренним раскаянием в моем шалопайстве. Санин-Хомутовский, 21 сентября 1961 г.» Много лет, начиная с 1950-х гг., Василий Прокопьевич собирал автографы друзей-писателей в особую тетрадь, подаренную ему знакомым моряком. На ее обложке было оттиснуто слово «Нефтефлот». Получившийся в результате поэтическо-юмористический альбом получил название «Нефтефлот литературы»
Василий Прокопьевич Трушкин скончался в Иркутске 16 августа 1996 года. В 2001 году в память о нем на здании нашего факультета была открыта мемориальная доска.
В 1971 году, на заседании Ученого Совета ИГУ, посвященном его 50-летию, Василий Прокопьевич говорил:
«Наверное, каждый задумывается, ради чего и во имя чего живет человек на Земле. Вот я думаю, что где-то, наверное, живет ради того, чтобы сделать эту жизнь краше, чтобы посильно, в меру своих способностей и таланта внести какую-то лепту в общее поступательное движение, движение жизни. Что-то сделать людям доброе. Может быть, не всегда это удается. И еще мне кажется, что человек живет для того, чтобы проявить себя как личность, полностью, проявить, может быть, через творчество, через какое-то горение, где-то сделать так, чтобы искорка, которая в нем есть, не погасла, чтоб она разгорелась, чтобы от этого было тепло и окружающим».
Фаина Ильина
Основные труды В.П. Трушкина:
О В.П. Трушкине: