Иркутский государственный университет
Факультет филологии и журналистики

Филология лежит в основе не только науки,
но и всей человеческой культуры
Академик Д.С. Лихачев

Адрес: Иркутск, ул. Чкалова, 2

Телефон: +7 (3952) 24-39-09

Схема проезда
Виртуальная приемная
`

Зиновьев Валерий Петрович

Зиновьев Валерий Петрович (27.07.1942 – 21.03.1983)

Валерий Петрович Зиновьев родился и вырос в г. Нерчинске Читинской обл. В 1969 г. закончил филологический факультет Иркутского государственного университета. Преподавал там же (1971-1979) и в Иркутском государственном педагогическом институте (1980-1983). С 1966 г. ежегодно выезжал в фольклорные экспедиции по Иркутской и Читинской обл. В 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию «Быличка как жанр фольклора и ее современные судьбы». Автор книг «Жанровые особенности быличек», «Русские сказки Забайкалья», «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири», «Русские песни Восточной Сибири».

О Валерии Петровиче Зиновьеве

Трудно поверить в то, что прошло уже двадцать лет со времени ухода из жизни Валерия Петровича Зиновьева. Уход этот был воспринят всеми, кто его знал, как горькая несправедливость судьбы. «Ушел товарищ, каких среди нас очень немного, – написал в прощальном слове В.Г. Распутин, – друг, понимавший дружбу в ее истинном смысле; педагог, прежде всего учивший духовной надежности и доброте, человек, так много сделавший, несмотря на молодость, во имя утверждения всех этих понятий, и делавший это без усилий, каждодневным своим житием и счастливым характером». Ушел ученый, не успевший осуществить многого из задуманного: не состоялись запланированные на много лет вперед экспедиции, трудной оказалась судьба тома, посвященного русской несказочной прозе в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», редактором которого он был назначен. Подготовленные им книги вышли в свет уже без него.

Но за немногие годы, отпущенные судьбой, В.П. Зиновьев сумел занять собственное место в сибирской фольклористике, продолжив традицию, связанную в нашем городе с именами известных ученых (достаточно назвать М.К. Азадовского и Г.С. Виноградова, стоявших у ее истоков). Как и его предшественники, Валерий Петрович преподавал в иркутских вузах: в 1971 – 1979 гг. – на филологическом факультете Государственного университета, где он еще со студенческих лет работал под руководством Надежды Осиповны Шаракшиновой; в 1980 – 1983 гг. – на кафедре литературы в Педагогическом институте, куда он был приглашен Еленой Ивановной Шастиной. За эти годы состоялись десятки фольклорных экспедиций. Наверное, многим запомнилось, насколько неутомим был Валерий Петрович в полевой работе, как ждал он этих поездок, – любые кабинетные занятия он всегда был готов отложить ради очередной экспедиции.

В результате был собран ценнейший фольклорный материал, оформившийся в картотеку, насчитывающую свыше 5 тысяч текстов разных жанров, значительная часть которых была перенесена с магнитных лент. В.П.Зиновьев немало внимания уделял вопросам организации фольклорного архива, принципам его систематизации, способам описания фонотеки в целом и каждого текста в отдельности (каждому фольклористу известно, что нередко «добыть» тексты легче, чем их затем обработать и ввести в научный оборот). Все сборники В.П. Зиновьева выросли из его картотеки, но ими она далеко не исчерпана и хранит немало еще неизданных материалов по народной культуре Восточной Сибири.

Научное наследие В.П. Зиновьева невелико, но его книги и сегодня живут в отечественной фольклористике активной жизнью.

Монография «Жанровые особенности быличек» (Иркутск, 1974) была посвящена разработке теоретических основ одного из наименее изученных в то время жанров несказочной прозы(1). Именно после работ В.П. Зиновьева и Э.В. Померанцевой современный мифологический рассказ был наконец «канонизирован». Причем если Э.В. Померанцева в известной книге «Мифологические персонажи в русском фольклоре» (М., 1975), обращаясь к архивным материалам и публикациям XIX – начала ХХ вв., рассматривала «суеверный меморат» как реликтовый, угасающий жанр, то В.П. Зиновьев в своей монографии, основываясь на собственных полевых записях, пришел к противоположному выводу относительно «современных судеб» былички. В его интерпретации мифологический рассказ - один из самых продуктивных жанров современного фольклора, открывающий новые перспективы в изучении народной духовной культуры. Научная дальновидность В.П. Зиновьева в этом вопросе была признана и самой Эрной Васильевной Померанцевой, сделавшей на своей книге, подаренной молодому коллеге, шутливую надпись: «Дорогому Валерию Петровичу, знатоку чертовщины, со страхом и трепетом на строгий суд», – и новыми поколениями исследователей народной мифологии.

Составленный В.П. Зиновьевым «Указатель сюжетов сибирских быличек и бывальщин» (2) не только представлял состояние локальной традиции жанра на определенном этапе его бытования - появление его было обусловлено прежде всего острой необходимостью создания единой основы для научной систематизации накапливавшихся материалов.

В.П. Зиновьеву вместе со студентами иркутских вузов удалось записать около 1800 текстов сибирских быличек, четвертая часть этого собрания вошла в подготовленный им сборник «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири» (Новосибирск, 1987). Это было первое научное издание подобного рода: «Отрадно, что столь «неклассический» жанр, как быличка, - подчеркивалось в отзыве на книгу, – издан по образцу классических сборников русского народно-поэтического творчества, на основе традиционных, десятилетиями выработанных принципов научной публикации устной прозы»(3).

Для В.П. Зиновьева былички не были ни источником мистического «знания», ни даже материалом для мифологических реконструкций. В его восприятии эти фантастические рассказы являлись прежде всего художественными текстами, отражением «поэтических воззрений» его земляков на природу и деревенский быт. Размышляя о функциональной природе жанра, он выделял в качестве ведущего в современных мифологических рассказах именно художественное начало: по его наблюдениям, они исполняются «в обстановке эстетической заинтересованности аудитории», когда «каждый чуткий слушатель старается не развеять атмосферу необычайного, чудесного», стремится «артистически влиться в созданную обстановку вымышленного мира»(4).

Постоянным был интерес В.П. Зиновьева и к другим жанрам народной несказочной прозы. Так, в Сретенском районе Читинской области ему удалось записать несколько десятков исторических преданий о местном «благородном разбойнике» Павле Ивченко(5). Одним из первых он обратил внимание и на такой дискуссионный жанр современного фольклора, как устный рассказ – своего рода «народную публицистику». В архиве собирателя сохранилось более тысячи устных рассказов различного содержания: это и автобиографические повествования, при всей своей безыскусности (а, быть может, именно благодаря ей) сохранившие значение непреложных свидетельств о нашей недавней истории, и не менее напряженные размышления о современности (например, рассказы-рассуждения на тему «деревня раньше и теперь», составившие в архиве самостоятельный цикл). К сожалению, В.П. Зиновьев не успел обобщить свои материалы по устным рассказам, но многие его научные идеи получили развитие в работах иркутского фольклориста М.Р. Соловьевой (Базилишиной), творчески воспринявшей не только исследовательскую методику своего учителя, но и систему его мировоззренческих установок.

Итогом многолетней собирательской работы В.П. Зиновьева стал сборник «Русские сказки Забайкалья» (Иркутск, 1983; 2-е изд. доп. – Иркутск, 1989), представивший новую сибирскую сказочную традицию. В отличие от основательно изученных ленской или тункинской, эта традиция была совершенно неизвестна науке (даже в таком репрезентативном издании, как «Сравнительный указатель сюжетов» по восточнославянской сказке, вышедшем в 1979 г., было указано лишь 4 сюжета, зафиксированных в Читинской области). Валерию Петровичу удалось собрать около двухсот текстов забайкальских сказок, сохранивших не только многие традиционные сюжеты (около 170 – как общерусских, так и исключительно сибирских), но и своеобразную эпическую стилистику, что свидетельствует о подлинной сказительской культуре исполнителей, имеющей древние корни. В сборнике представлено более шестидесяти сказочников, среди которых выделяются талантливые И.С. Рязанцева, Н.Г. Бояркин, Ф.А. Балагуров. Бережно записав их репертуар, нарисовав во вступительной статье их живые портреты, В.П. Зиновьев следовал в русле традиции сибирской фольклористики, которую со времен М.К. Азадовского отличало особое внимание к индивидуальному творчеству народных исполнителей.

Последней работой ученого стала книга «Русские песни Восточной Сибири», которую удалось издать лишь недавно(6). Из почти двух с половиной тысяч записанных текстов было отобрано для публикации более трехсот. Традиционный песенный репертуар сибирского села представлен в сборнике во всем его многообразии: от колыбельных до казачьих походных, от старинных обрядовых песен до поздних баллад и романсов. Среди записей Зиновьева, относящихся в основном к 1970-м годам, можно найти и свадебные песни, сохранившие архаическую символику, и классические образцы протяжных песен со свойственной им усложненностью музыкально-поэтического строя, и по-своему интересные «новые» песни, отразившие многообразные литературные влияния.

Таким образом, В.П. Зиновьевым было предпринято рассчитанное на десятилетия (в его архиве был найден перспективный план экспедиций вплоть до 1990 года) изучение одной из интереснейших сибирских локальных традиций в ее живом бытовании.

Но не только исследовательский интерес заставлял Валерия Петровича вновь и вновь выезжать в забайкальские и приангарские села. Он был на редкость цельным человеком, посвятившим жизнь делу, в котором для него соединились творческое призвание и остро осознававшийся им долг перед своим малым отечеством (родился и вырос он в Нерчинске Читинской области). «Здесь, по селам Предамурья, и были собраны сказки, которые не одну сотню лет незримым ручейком вливались в единый полноводный поток русской народной словесности, – написал он во вступительном очерке к «Русским сказкам Забайкалья». – Я читаю эти сказки с ощущением судьбы моей родины, неповторимости ее красот и запахов…» Взволнованная, почти исповедальная интонация, поэтическая образность этого очерка бросают лирический отсвет на всю книгу.

Многое в характере этого человека раскрывает дневниковая запись, сделанная во время его последней фольклорной практики:

… И ушла куда-то тревога, в душе стала расти радость, стало легко и светло. В автобусе только я и мои девчонки. Дорога долго шла по Куренге. Над дорогой нависли сопки, все в сиреневых пятнах от богородской травы. Кручусь на месте, заглядывая то в одни, то в другие окна: здесь бурливая речка мелькнет, там в глазах зажелтеет от лилий или маков, а то вдруг выметнется из-за деревьев поляна, убранная сплошь дивными бабочками жарков – аж в душе захолонуло!..

Перед Мироново я попросил шофера остановить автобус около подножья сопки, поросшей чабрецом.

– Тихо, девушки, надо всем нам выйти. Ничего не говорите, послушайте меня.

Все вышли, сгрудились возле меня. Я поднялся до ближайшего сиреневого островка, сорвал щепотку стебельков и сказал:

– Выберите свой островок вот этой травы, помните в пальцах и поговорите с ней, попроситесь в эти края.

Что уж они поняли?.. Но все разошлись и сделали, как я сказал.

Сейчас, вечером, когда пишу об этом, ситуация кажется чудноватой. Но тогда это возникло сразу и как что-то нужное. Размягчила меня природа.

Приехал, устроились… Люди очень по-доброму отнеслись к нам…

Это «люди» (не снисходительное «местные жители» или отстраненное «исполнители», но и не отвлеченное «народ») – очень характерное «зиновьевское» слово. Свое стремление в фольклорные экспедиции он объяснял именно потребностью в общении с «людьми, которым незачем лукавить». Самым ценным знанием, которое несет в себе народная сказка, он считал знание о том, «как жить человеку среди людей и как нельзя жить». А как часто он объяснял нам, студентам, что любое дело нужно уметь сделать «по-людски», то есть основательно и со смыслом…

Валерий Петрович Зиновьев навсегда запомнился всем, кто его знал, той энергией добра, которую он отдавал с безоглядной щедростью. Отдавал близким: его дети вспоминают о «совершенно волшебном детстве», подаренным им отцом. Отдавал студентам (среди тех, кто считает себя его учениками, в нашем городе – не только фольклористы, но и режиссеры, педагоги, журналисты). Отдавал людям, случайные встречи с которыми во время экспедиций нередко перерастали в многолетнюю дружбу. «И вот я думаю, что же за человек был мой отец, если сейчас ходишь по его следам – и тебя везде как родную, как внучку воспринимают? – вспоминает Инга Валерьевна Зиновьева уже о своих фольклорных поездках. – В некоторых домах я видела на комоде фотографии внуков, детей и – папину фотографию. Как он умел за короткий срок стать для них родным человеком?.. Это же талант душевный нужно иметь, чтобы так люди тебя запомнили…» 

Примечания

1. См. также: Зиновьев В.П. Быличка как жанр фольклора и ее современные судьбы (на материале фольклора Забайкалья): Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Саратов, 1975.

2. Зиновьев В.П. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывальщин // Локальные особенности русского фольклора Сибири: Исследования и публикации. Новосибирск, 1985. С. 62-76.

3. Иванова Т.Г. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири // Русский фольклор. Т. 26: Проблемы текстологии фольклора. Л., 1991. С. 253.

4. Зиновьев В.П. Быличка как жанр фольклора и ее современные судьбы // Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В.П. Зиновьев. Новосибирск, 1987. С. 391, 392.

5. Устные рассказы о благородном разбойнике Ивченко // Сибирь. 1985. № 5. С. 93-111.

6. Русские песни Восточной Сибири / Сост. В.П. Зиновьев; отв. ред. Ю.И. Смирнов. Иркутск, 2006.

Н.Л. Новикова
«Живая старина». 2003. № 3. С. 50-51

Основные труды В.П. Зиновьева:

  1. О причинах существования и популярности русских быличек // Вторая конференция молодых ученых: тез. докл. - Иркутск, 1972. - С. 31-32.
  2. Быличка как жанр фольклора и ее современные судьбы (на материале фольклора Забайкалья): Автореф. Дис. … канд. филол. наук. – Саратов, 1975.
  3. Жанровые особенности быличек. – Иркутск, 1974.
  4. Русские сказки Забайкалья: Сборник / Подгот. текстов, сост., предисл. и примеч. В.П. Зиновьева. – Иркутск, 1983; 2-е изд. доп. – Иркутск, 1989.
  5. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывальщин // Локальные особенности русского фольклора Сибири: Исследования и публикации. – Новосибирск. 1985. - С. 62-76.
  6. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В.П. Зиновьева; Под ред. Р.П. Матвеевой. – Новосибирск, 1987.
  7. Быличка как жанр фольклора и ее современные судьбы // Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. – Новосибирск, 1987. - С. 381-400.
  8. Русские сказки Забайкалья // Россия древняя и вечная: Сборник. – Иркутск, 1992. - С. 251-270.
  9. Русские песни Восточной Сибири / Подгот. текстов и сост. В.П. Зиновьева; Отв. ред. Ю.И. Смирнов. – Иркутск. 2006.  

О В.П. Зиновьеве:

  1. Распутин Валентин. Памяти товарища // Сов. молодежь. - 22.03.1983. - С. 4.
  2. Ульянова Маргарита. Устные рассказы о благородном разбойнике Ивченко // Сибирь. - 1985. - № 5. - С. 93-111.
  3. Шастина Е. Валерий Петрович Зиновьев // Русские сказки Забайкалья. – Иркутск, 1989. С. 407-415.
  4. Новикова Наталья. Собирал человек песни // Вост.- Сиб. правда. - 14.11.1992. - С. 10.
  5. Новикова Наталья. Слово об учителе // Литературный Иркутск. - 1992 (декабрь). - С. 12-13.
  6. Новикова Н.Л. В.П. Зиновьев - исследователь сибирского фольклора // Традиционная культура земли Иркутской: Материалы областной научно-практической конференции. – Иркутск, 1996. - С. 11-14.
  7. Новикова Наталья. Особый строй души: К 55-летию сибирского фольклориста В.П. Зиновьева // Вост.- Сиб. правда. - 26.07.1997. - С. 14. (Перепечатана: Живая память иркутской филологии: Межвуз. сб. науч. трудов и воспоминаний. – Иркутск, 2003. - С. 208-213).
  8. Новикова Н.Л. О В.П. Зиновьеве // Живая старина. - 2003. - № 3. - С. 50-51.
  9. Из записей В.П. Зиновьева. Забайкальские предания о «благородном разбойнике» Ивченко / Публ. М.Р. Соловьевой // Живая старина. - 2003. - № 3. - С. 52-54.
  10. Соловьева М.Р. «Жить хочется!» // Живая память иркутской филологии: Межвуз. сб. науч. трудов и воспоминаний. – Иркутск, 2003. - С. 198-208.
  11. Проделки лешего. Из архивов В.П. Зиновьева // Тайга. - 2002. - № 1. - С. 56-57.
  12. Распутин Валентин. Найденная песня // Русские песни Восточной Сибири / Подгот. текстов и сост. В.П. Зиновьева. – Иркутск, 2006.
  13. Зиновьев Валерий. Сказки, мифы, песни Восточной Сибири (К 65-летию выдающегося сибирского ученого-фольклориста В.П. Зиновьева). Предисловие В. Распутина, послесловие Н. Новиковой // Созвездие дружбы. - 2007. - № 3. - С. 223-232.

Министерство образования и науки РФ

Научная электронная библиотека

«Русский язык для всех»

Золотой фонд лекций «Русского мира»

фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

Поэтика. Материалы по теории языка и литературы

Национальный корпус русского языка